Решебник ГДЗ по биологии 9 класс рабочая тетрадь Сонин Мамонтова

Правильные ответы к рабочей тетради Биология 9 класс Мамонтов, Захарова, Сонина.

Глава 1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов »

1. Перечислите уровни структурной организации живой природы.
Молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционный, биогеоценотический, биосферный.

2. Среди перечисленных ниже структурных уровней организации живой материи подчеркните те, которые являются общими для живых и неживых объектов.
Клеточный, атомный, молекулярный, популяционно-видовой, биогеоценотический, уровень элементарных частиц, организменный.

3. Укажите основные признаки (свойства) биологических систем.
1. Обмен веществ.
2. Постоянство химического состава.
3. Самовоспроизведение.
4. Наследственность.
5. Изменчивость.
6. Размножение.
7. Индивидуальное развитие и эволюция.

4. Классифицируйте нижеперечисленные объекты на живые (+) и неживые (-).
Кристаллы галита (хлористого натрия) –
Амеба +
Кишечная палочка +
Кремнезем —
Плесень +
Нефть —
Лишайник +
Слюда —

5. Укажите наиболее существенные отличия между одноклеточным организмом и отдельной клеткой многоклеточного организма.
1. Клетка одноклеточного организма устроена просто, а многоклеточного – усложнена.
2. Клетки простейших и бактерий функционируют как целостная структура, а клетки многоклеточных специализированы.
3. Клетки многоклеточных образуют ткани и, в отличие от одноклеточных, не могут существовать самостоятельно.

6. Охарактеризуйте развитие как общее свойство материи и укажите, какие типы развития выделяют применительно к живым организмам.
Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы.
Типы развития живой материи:
1. Онтогенез – индивидуальное развитие.
2. Филогенез (эволюция) – историческое развитие, возникновение новых видов и форм жизни.

7. Опишите, в чем заключается сущность такого свойства живых организмов, как раздражимость. (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
Раздражимость – способность биологических систем реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств. Раздражимость проявляется в изменениях текущих значений физиологических параметров, превышающих их сдвиги при покое.

8. Раскройте сущность такого общего свойства биологических организмов, как саморегуляция. (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
Саморегуляция – это свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели.

9. Раскройте смысл тезиса: «Одной из важнейших черт живых существ является ритмичность». (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
Ритмичность процессов жизнедеятельности организмов является приспособлением к периодически меняющимся условиям окружающей среды. Она позволяет повышать активность организма в наиболее благоприятные периоды времени и экономить жизненные силы в те часы, когда воздействие среды оказывается неблагоприятным.

10. Приведите современное определение понятия жизнь.
Жизнь – это способ существования живых тел, существующих на Земле, которые представляют открытые самовоспроизводящиеся и саморегулирующиеся системы, построенные из биополимеров: белков и нуклеиновых кислот.

Параграф 1. Становление систематики »

1. Известно, что наряду с научной классификацией живых организмов существует и практическая классификация. В чем заключается принципиальное отличие между ними?
Практическая система классификации создавалась людьми для объединения растений и животных в группы в зависимости от их пользы или вреда для человека.
Приведите два примера практической классификации организмов.
Домашний скот, ядовитые растения.

2. Среди перечисленных ученых найдите и подчеркните автора первой научной классификации живых организмов.
К. Линней.

3. Закончите предложение.
Принцип иерархичности.

4. Вставьте недостающие слова.
Бинарной, Карлу Линнею.

5. Усвоив принцип построения названий видов организмов и опираясь на полученные ранее знания из курсов ботаники и зоологии, приведите по два примера видов растений и животных.
Растения: пырей ползучий, ромашка аптечная.
Животные: аскарида человеческая, собака домашняя.

6. Назовите ограничения (слабые стороны) искусственной системы классификации живых организмов, предложенной К. Линнеем.
Некоторые признаки Линней выбирал произвольно и ошибочно. Он утверждал, что искусственная система может работать только до тех пор, пока не найдена естественная. Однако в те времена из-за религиозных представлений считалось, что видов существует ровно столько, сколько их создал Бог, то есть новые виды не появляются и не изменяются, а это противоречит законам эволюции.

7. Укажите, в чем состоит наиболее существенное отличие современной (естественной) классификации организмов от всех предыдущих.
В данное время естественная система отражает происхождение животных и растений и основана на их родстве по совокупности существенных черт строения. Во времена Линнея полагали, что все виды созданы Богом, неизменны и не развиваются, а новые виды не возникают.

Параграф 2. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка »

1. Объясните, почему учение Ламарка о происхождении и историческом развитии живых организмов называют научной теорией.
Теорию Ламарка называют научной, так как ученый своими трудами внес большой вклад в биологию; сам термин «биология» принадлежит ему. Теория эволюции Ламарка, в отличие от предыдущих теорий, опиралась на научные исследования. Он заложил основы естественной системы классификации, которая была тщательно отработана им и обоснована научными фактами.

2. Выберите и подчеркните правильный ответ на вопрос.
Что Ламарк считал главной движущей силой эволюции?
Ответ: внутреннее стремление к прогрессу.

3. Закончите утверждение.
В качестве основных механизмов изменчивости Ламарк полагал:
1. Стремление организмов к совершенствованию.
2. Прямое влияние внешней среды и наследование признаков, приобретаемых в течение жизни организма.

4. Выберите и подчеркните правильный ответ на вопрос.
Какие качественно новые категории ввел Ламарк в биологическую науку?
Ответ: фактор времени, условия внешней среды.

5. Отметьте отрицательные (ошибочные с современной точки зрения) стороны эволюционного учения Ламарка.
Ламарк считал, что виды развиваются и приобретают усложнения главным образом путем совершенствования. Доказательства его не были убедительными. Ученый отводил решающую роль в эволюции прямому влиянию внешней среды, упражнению и неупражнению органов и наследованию приобретенных признаков. Но он не мог объяснить возникновение приспособлений, обусловленных «мертвыми» структурами (например, окраску скорлупы яиц). Он был стихийным эволюционистом. В отличие от теории Ламарка, теория видообразования Чарльза Дарвина была полностью продуманной и фундаментально обоснованной.

Параграф 3. Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Чарлза Дарвина »

1. Перечислите главные научные предпосылки возникновения эволюционной теории. Заполните таблицу.

Научная область

Основная предпосылка

Геология

Работы Ч. Лайеля, показывающие, что поверхность Земли непрерывно изменяется под воздействием повседневных факторов – колебаний температуры, ветра, дождя, жизнедеятельности организмов и других.

Цитология

Клеточная теория Т. Шванна, показывающая, что в основе строения всех живых существ лежит клетка.

Эмбриология

Исследования К. Бэра, показывающие сходство в строении зародышей позвоночных и что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки.

Сравнительная анатомия

Накопленные материалы, свидетельствующие об изменчивости видов, рудименты, атавизмы, гомологичные и аналогичные органы.

2. Опишите наблюдения, сделанные Ч. Дарвином во время экспедиции на корабле «Бигль», которые заставили его усомниться в божественном сотворении видов.

1. Скелеты вымерших гигантских млекопитающих, сходных с современными броненосцами и ленивцами.
2. Близкие виды галапагосских вьюрков, различающихся между собой характером питания и формой клюва.
3. Существенные отличия в строении животных, обитающих на островах Зеленого Мыса, от живущих на континенте близкородственных им видов.

Параграф 4. Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе »

1. Ответьте на вопросы.
1. На какие достижения сельского хозяйства Англии в XIX веке Чарлз Дарвин обратил особое внимание?
Английскими фермерами к тому времени было выведено много пород собак, голубей, крупного рогатого скота и кур, интенсивно велась селекция новых сортов культурных растений.
2. Какие его научные интересы были тому причиной?
Сторонники постоянства видов утверждали, что каждый сорт и порода имеют своего дикого предка, а Дарвин считал, что это не так. Например, он доказал, что все породы кур происходят от одной дикой банкивской курицы, породы крупного рогатого скота – от двух видов диких туров и так далее.

2. Заполните пропуски в таблице.

Предковые формы

Одомашненные формы

Волк (шакал)

Собаки

Дикая утка

Домашние утки

Заяц

Кролики

Дикая банкивская курица

Домашние куры

Дикий тур

Крупный рогатый скот

3. Ответьте, чем объясняется многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений. Приведите по два примера пород животных и сортов растений, являющихся результатами усилий.
Селекционеры ставили перед собой задачу получить породу либо сорт с желаемым признаком. Разводя животных или растения, они оставляли только те организмы, у которых этот признак имел наиболее выраженную степень (молочность коров, яйценоскость кур и др.). Так как для человека необходимо большое количество подобных качеств, то пород и сортов выводилось много.
Яблоня домашняя, смородина черная – растения.
Кролик, домашняя утка – животные.

4. Допишите предложение.
Традиционный способ выведения новых сортов растений и пород животных сводится к искусственному систематическому отбору и размножению особей с наиболее ценными для человека признаками и свойствами.

Параграф 5. Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе »

1. Выберите и подчеркните правильный ответ.
Какой закономерности подчиняется процесс размножения живых организмов при условии полного отсутствия ограничивающих факторов?
Ответ: арифметической прогрессии, геометрической прогрессии, логарифмической прогрессии.

2. Допишите определение.
Борьба за существование – это совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями внешней среды.

3. Назовите три формы борьбы за существование, которые выделил Ч. Дарвин.
1. Межвидовая.
2. Внутривидовая.
3. Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды.

4. Объясните, почему внутривидовая борьба является наиболее напряженной.
У особей одного и того же вида потребности в пище, территории и других условиях существования одинаковы. Кроме того, особи-самцы некоторых видов конкурируют между собой за самку. Поэтому данный вид борьбы является наиболее острым.

5. Охарактеризуйте организмы, выигрывающие в борьбе за существование.
В борьбе за существование выживают и оставляют потомство индивидуумы, которые обладают наследственным комплексом признаков и свойств, позволяющих наиболее успешно конкурировать с другими.

6. Объясните, что понимал Ч. Дарвин под естественным отбором.
Под естественным отбором Дарвин понимал происходящие в природе процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других особей.

7. Закончите утверждение.
Материалом для естественного отбора является наследственная (индивидуальная, мутационная) изменчивость.

8. Объясните, почему изменчивость, обусловленная прямым воздействием внешней среды, не имеет значения для эволюции.
Изменчивость, обусловленная прямым воздействием внешней среды, не имеет значения для эволюции, так как не передается по наследству.

9. Дайте сравнительную характеристику естественного и искусственного отбора. Заполните таблицу.

Параграф 6. Формы естественного отбора »

1. Перечислите основные формы естественного отбора.
1. Движущий.
2. Стабилизирующий.

2. Назовите форму естественного отбора, которая поддерживает соответствие формы и размеров у цветков насекомоопыляемых растений и насекомых-опылителей.
Стабилизирующий отбор.

3. Дополните предложение.

Живые ископаемые (реликтовые формы растений и животных) сохранились до нашего времени благодаря действию стабилизирующей формы естественного отбора.
Приведите пример реликтового животного и реликтового растения: кистеперая рыба латимерия, голосеменное растение гинкго билоба.

4. Выберите и впишите правильные варианты недостающих слов.
Стабилизирующий отбор действует в постоянных условиях среды на протяжении больших промежутков времени.

5. Назовите форму естественного отбора, которая действует в изменяющихся условиях внешней среды, и укажите ее эволюционные результаты.
Форма естественного отбора – движущий отбор.
Результаты:
1. Появление новых признаков внутри вида.
2. Ослабление либо утрата неактуального признака.
3. Устранение менее удачных комбинаций генов.

6. Известно, что через некоторое время после начала применения того или иного ядохимиката появляются формы животных, устойчивых к нему. Объясните это явление с позиции естественного отбора.
В данном случае действует движущий отбор. У видов появляются новые признаки, которые обеспечивают устойчивость к изменениям внешней среды, то есть появлению в ней ядохимикатов.

7. Закончите утверждения.
1. Форма естественного отбора, преобразующая виды, называется движущий отбор.
2. Форма естественного отбора, закрепляющая полученные формы, называется стабилизирующий отбор.

8. Раскройте смысл тезиса: «Естественный отбор в эволюции организмов играет творческую роль».
Отбор устраняет от размножения менее удачных особей, то есть менее удачные комбинации генов. Творческая роль отбора в том, что результатом его действия является появление новых видов организмов и новых форм жизни.

9. Дайте определение понятий.
Половой отбор – это конкуренция самцов за возможность размножения.
Половой диморфизм – внешние различия в строении полов.

Параграф 7. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных »

1. Раскройте содержание понятия «приспособленность вида к условиям окружающей среды».
Растения и животные приспособлены к условиям среды своего обитания не только внешне, но и по внутреннему строению. Строение из органов и физиологические функции организма соответствуют условиям обитания. Их сложность и разнообразие также входят в понятие приспособлености.

2. Перечислите основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.
1. Форма тела.
2. Различные виды окраски и мимикрия.
3. Особенности внешнего строения.
4. Приспособительное поведение.

3. Сравните такие виды окраски, как предостерегающая окраска, покровительственная окраска и мимикрия, обратив особое внимание на их отличительные особенности. Приведите примеры животных, обладающих такими приспособлениями. Заполните таблицу.

4. Закончите приведенную схему эволюционного механизма появления мимикрии.
Мелкие положительные мутации
Естественный отбор (покажите, в каких условиях) – совместное обитание съедобных видов с несъедобными.
Мимикрия – подражание съедобных видов животных несъедобным.
В итоге беззащитный вид животного приобретает сходство с опасным, чем и обеспечивает себе неприкосновенность.

5. Ответьте, попадает ли поведение животного в сферу действия естественного отбора. Если да, приведите пример.
Поведение животного попадает в сферу действия естественного отбора. Это такие виды поведения, как демонстративное, отпугивающее и другие, обеспечивающие выживаемость вида. Например, запасание корма на зиму.

6. Вставьте недостающее слово.
Главным последствием приобретения адаптаций является состояние приспособленности организмов к среде обитания.

Параграф 8. Забота о потомстве »

1. У беспозвоночных и низших позвоночных животных плодовитость, как правило, значительно более высокая по сравнению с высокоорганизованными позвоночными животными. Предложите объяснение этой биологической закономерности.
Это объясняется тем, что более развитые животные лучше заботятся о потомстве, в то время как низшие животные откладывают большое количество яиц и оставляют их на произвол судьбы.

2. Закончите предложение.
У животных, проявляющих выраженную заботу о потомстве, число детенышей относительно меньше, чем у животных, мало заботящихся о потомстве.
Приведите примеры: большинство видов рыб, насекомых откладывает большое количество яиц или икры. Млекопитающие – вынашиваю одного или несколько детенышей в утробе и затем долго выкармливают их.

3. Приведите примеры заботы о потомстве у рыб.
1. Азовские и каспийские бычки откладывают икру в ямки и охраняют ее.
2. Самец колюшки строит гнездо с выходом и входом и охраняет.
3. Американский сом вынашивает икру на брюхе.

4. Приведите примеры заботы о потомстве у земноводных.
Самка сумчатой лягушки вынашивает икру в сумке на спине. У некоторых видов самцы вынашивают икру в голосовых мешках.

5. Допишите предложение.
Наибольшая безопасность молодых животных достигается при такой форме заботы о потомстве, как развитие зародыша в теле матери.

6. Известно, что забота о потомстве у некоторых членистоногих осуществляется в форме обеспечения их пищей. Приведите пример.
Осы нападают на жуков, богомолов, сверчков и откладывают прямо в них яйца. Таким образом, будущие личинки обеспечиваются пищей: тканями жертвы.

7. Укажите, благодаря каким физиологическим механизмам способы заботы о потомстве у высших позвоночных достигают высокого совершенства.
Физиологические механизмы: сложные инстинкты, способность к индивидуальному обучению.
Примеры:
У птиц – сооружение гнезд.
У млекопитающих – кормление, защита потомства, обучение их ловить добычу и избегать опасностей.

Параграф 9. Физиологические адаптации »

1. Раскройте содержание понятия «физиологическая адаптация».
Физиологическая адаптация – сочетание всех признаков вида с приспособленностью процессов жизнедеятельности к условиям обитания, обеспечивающее успех в борьбе за существование.

2. Попытайтесь объяснить эволюционный механизм возникновения физиологических адаптаций.
Все эволюционные изменения – образование новых популяций и видов, усложнение организации – обусловлены развитием многочисленных приспособлений и адаптаций к условиям обитания вида.

3. Объясните, каким образом осуществляется приспособление к среде с недостатком воды:
А) у земноводных – они становятся активны в период после дождя, ночью, а днем укрываются. Личинки некоторых земноводных развиваются очень быстро и в сжатые сроки совершают метаморфоз.
Б) у птиц – они накапливают жир, которые затем при расщеплении образует воду.
В) у млекопитающих – они также накапливают жир, некоторые регулируют потерю воды с поверхности дыхательных путей (верблюд накаливает жир в горбе, а при засухе также резко сокращает испарение с дыхательных путей и потовых желез).

4. Закончите предложение.
Сущность функционального приспособления, позволяющего формировать депо кислорода в организме ныряющих животных, заключается в наличии дыхательного пигмента миоглобина в мышцах, позволяющего сохранить в 10 раз больше кислорода.

5. Охарактеризуйте физиологические адаптации, повышающие эффективность поиска пищи:
А) у насекомых – органы химического чувства, улавливающие запахи на большом расстоянии.
Б) у змей – способность к термолокации.
В) у ночных хищников – способность к эхолокации.

6. Подтвердите правильность тезиса: «Адаптации не обеспечивают абсолютной безопасности их носителей». Приведите три конкретных примера.
Большинство птиц не трогает ос и пчел, но среди них есть виды, которые едят и ос, и пчел, и их подражателей. Ежи поедают змей. Некоторые птицы поднимают черепах в воздух и разбивают им панцирь, а затем поедают их.

7. Закончите высказывание.
Показано, что если крыс перевести на мягкую диету и убрать из клетки все твердые предметы, то у них вырастают гигантские клыки, которые мешают им питаться. Это наблюдение является еще одним аргументом в пользу утверждения, что любые приспособления «срабатывают» только в привычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма. Любая структура или функция – это приспособление в внешней среде.

Параграф 10. Вид, его критерии и структура »

1. Сформулируйте определение понятия «биологический вид».
Биологический вид – это совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Все особи одного вида имеют одинаковый хромосомный набор – кариотип, сходное поведение и занимают определенную область распространения.

2. Дайте определение репродуктивной изоляции и укажите ее биологическое значение.
Репродуктивная изоляция – существование механизмов, препятствующих скрещиванию разных видов.
Ее биологическое значение – предотвращается обмен генами между видами, что в комплексе дает в природных условиях генетическую изоляцию между видами, то есть вид является реально существующей обособленной единицей органического мира.

3. Перечислите механизмы, обеспечивающие генетическую изоляцию вида.
1. Не совпадают сроки размножения.
2. Не совпадают места размножения.
3. Строгий ритуал поведения при спаривании, характерный для конкретного вида.
4. Сперматозоиды чужого вида не могут проникнуть в яйцеклетку.
6. Если спаривание происходит, гибриды отличаются пониженной жизнеспособностью.
6. Гибриды бесплодны и не могут давать потомства.

4. Дайте определение понятия «популяция».
Популяция – совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.

5. На представленной схеме-модели биологического вида сделайте недостающие подписи. С помощью стрелок обозначьте возможную миграцию особей.
Верхняя левая область – границы ареала вида, правая стрелка – ареал подвида. Стрелками нужно показать, что особи со временем будут отдаляться от области преграды, что спустя время в ходе эволюции образует 2 новых вида.

Параграф 11. Эволюционная роль мутаций »

1. Допишите предложение.
Приоритет в исследовании генетических процессов в популяции принадлежит выдающемуся русскому ученому С. С. Четвертикову.

2. Ответьте, в чем заключается эволюционная роль мутаций.
Мутационный процесс – источник резерва наследственной изменчивости популяций. Поддерживая высокую степень генетического разнообразия популяций, он создает основу для действия естественного отбора.

3. Наблюдения за природными популяциями показывают, что большинство организмов гетерозиготно по многим генам. Дайте объяснение этого феномена.
Большинство организмов гетерозиготно по многим генам, то есть в их клетках парные хромосомы несут разные формы одного и того же гена. Чаще всего такие организмы лучше приспособлены к среде, чем гомозиготные.

4. Объясните причину (причины) различий в генетической структуре популяций одного вида.
Генетические различия между популяциями существуют потому, что часто они обитают в отличающихся условиях обитания. Направленное изменение частоты генов обусловлено действием естественного отбора. Кроме того, даже если популяции расположены близко друг от друга, в популяциях происходят процессы, приводящие к ненаправленному, случайному изменению частоты генов, то есть генетической структуры.

5. Приведите определение генофонда популяции (вида).
Генофонд популяции — это совокупность всех генов популяции.

6. Напишите, что такое резерв наследственной изменчивости и каково его биологическое значение.
Резерв наследственной изменчивости – это мутационный процесс.
Его биологическое значение – мутации создают основу для генетического разнообразия популяций, что в дальнейшем может образовать новые виды. То есть мутации могут привести к видообразованию.

7. Раскройте смысл утверждения: «Некоторые вредные мутации имеют положительное эволюционное значение». Приведите пример.
В некоторых необычных условиях мутации помогают выжить и дают преимущество перед другими особями. Например, у некоторых видов насекомых наблюдается мутация, при которой не развиваются крылья. В обычных условиях это приносит вред, но на островах и горных перевалах, где дуют сильные ветры, отсутствие крыльев позволяет насекомым нормально существовать.

8. Выберите из нижеприведённых вариантов правильный ответ на вопрос и подчеркните его.
Какой (какие) из нижеперечисленных факторов является (являются) фактором-поставщиком (факторами-поставщиками) генетической неоднородности популяции?
Ответ: изоляция, мутационный процесс, естественный отбор, волны численности, миграция.

9. Закончите предложение.
Эволюционным фактором, усиливающим и закрепляющим генетические различия между популяциями, является изоляция.

10. Приведите определение микроэволюции.
Микроэволюция – это изменения популяций в ходе естественного отбора, ведущие к видообразованию.

Параграф 12. Главные направления эволюции »

1. Дайте сравнительную характеристику биологическому прогрессу и биологическому регрессу. Заполните таблицу.

2. Приведите определение макроэволюции и укажите ее главный результат.
Макроэволюция – это эволюция крупных систематических групп надвидового ранга.
Результат: возникают новые типы, классы, отряды.

3. Перечислите основные направления эволюционного процесса.
1. Ароморфоз.
2. Идиоадаптация.
3. Общая дегенерация.

4. Приведите определение ароморфоза.
Ароморфоз – усложнение структурно-функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень.

5. Перечислите основные свойства ароморфозов (пользуясь текстом учебника, с.60, 63). Подчеркните верные слова.
1. Ароморфозы (повышают, понижают) структурно-функциональную организацию организмов.
2. Ароморфозы (являются, не являются) приспособлениями к конкретным условиям среды.
3. Ароморфозы (позволяют, не позволяют) полнее использовать условия внешней среды.
4. Ароморфозы (повышают, понижают) интенсивность жизнедеятельности организмов.
5. Ароморфозы (уменьшают, увеличивают) зависимость организмов от условий существования.
6. Ароморфозы (сохраняются, не сохраняются) в ходе дальнейшей эволюции.
7. Ароморфозы приводят к возникновению новых (мелких, крупных) систематических групп.

6. Приведите примеры ароморфозов в:
двигательной системе позвоночных животных – повышают подвижность (появление скелета);
пищеварительной системе позвоночных животных – переход от пассивного питания к активному (появление челюстей).

7. Приведите примеры ароморфозов в:
дыхательной системе позвоночных животных – появление жабр, легких;
кровеносной системе позвоночных животных – появление сердца у рыб, разделение артериального и венозного кровотока у птиц и млекопитающих.

8. Дайте определение идиоадаптации.
Идиоадаптация – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровень организации животных или растений.

9. Охарактеризуйте эволюционные результаты идиоадаптаций. Приведите по два примера из зоологии и ботаники.
Поскольку каждый вид организмов живет в определенных местообитаниях, у него вырабатываются приспособления именно к этим условиям. Например, в ботанике – колючки у растений засушливых мест, подушкообразная форма растений в тундре. В зоологии – плоская форма тела у скатов и других рыб, обитающих на дне, покровительственная окраска животных.

10. Ответьте, как называется крайняя степень идиоадаптации, и каковы ее последствия для вида. Приведите два примера.
Крайняя степень идиоадаптации называется специализацией. Это может привести к тому, что вид в других условиях существовать не может. Например, колибри могут питаться только нектаром тропических цветков, поэтому могут жить только в тропических лесах. Муравьеды не могут жить в местах, где отсутствуют муравьи.

11. Дайте определение общей дегенерации.
Общая дегенерация – это упрощение организации, или регресс, ведущий к исчезновению органов активной жизни.

12. Приведите по два примера из курсов ботаники и зоологии, иллюстрирующих достижение видом биологического процветания (биологического прогресса) путем общей дегенерации.
Процветания путем дегенерации достигли, например, в ботанике – растения-паразиты, такие как омела, подъельник. В зоологии – круглые и плоские черви-паразиты.

13. Вставьте недостающее слово (слова).
Общая дегенерация характерно для паразитической (паразитических) формы (форм) организмов.

Параграф 13. Общие закономерности биологической эволюции »

1. Дайте определение дивергенции и охарактеризуйте ее эволюционный результат. Приведите по два примера из курсов ботаники и зоологии.
Дивергенция – это процесс расхождения признаков организмов, возникающих от общего предка, в ходе их приспособления к разным условиям обитания.
Эволюционный результат дивергенции – появление новых форм: отрядов, семейств, родов и видов.
Примеры: в ботанике – видоизменения листьев в колючки, усы, иглы; видоизменения побегов в корневища, клубни и луковицы. В зоологии – разделение класса млекопитающие на семейства (приматы, грызуны и др.), а семейств – на различные отряды (парно- и непарнокопытные и др).

2. Сформулируйте определение конвергенции и охарактеризуйте ее эволюционный результат. Приведите примеры из курсов ботаники и зоологии.
Конвергенция – сходство строения животных при сходстве функций в одинаковых условиях существования, ограничивающееся только теми органами, непосредственно связанными с одними и теми же условиями среды.
Эволюционный результат конвергенции: физиологическое совершенствование неродственных организмов в сходных условиях обитания сходным путем.
Примеры: в ботанике – похожие приспособления в одинаковых условиях (например, при высокой влажности, затененности – тонкие темные листья). В зоологии – крылья бабочки и насекомого, похожий внешний вид у прыгающих животных и др.

3. Ответьте, можно ли на основании сходства в строении летательного аппарата бабочек и птиц утверждать, что в ходе эволюции они возникли путем дивергенции. Ответ аргументируйте.
Ответ (да, нет) – нет.
Доказательства: данные приспособления к полету – это признак конвергенции. Крылья бабочек – это выросты на передней стенке тела, а крылья птиц – видоизмененные передние конечности. То есть крылья бабочек и птиц – это аналогичные органы, что характерно для конвергенции.

4. Раскройте смысл следующего образного выражения: «Организмы, имеющие конвергентное сходство, суть разные книги в одинаковом переплете».
Конвергентные признаки возникают у организмов, отдаленных друг от друга эволюционно. Это могут быть совсем разные виды, роды, семейства и даже типы. Похожие признаки и строение образуются у них в сходных условиях обитания.

5. Приведите в соответствия начала утверждений (А,Б) и их продолжения (1-4).
А. Данные органы

Еще ГДЗ Решебники

Решебник ГДЗ по биологии 10-11 класс рабочая тетрадь Пасечник Швецов

Решебник ГДЗ по биологии 10-11 класс рабочая тетрадь Пасечник Швецов

Правильные ответы к рабочей тетради 10-11 класс Пасечник Швецов. Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. » 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Методы
Решебник ГДЗ по биологии 7 класс учебник Латюшин Шапкин

Решебник ГДЗ по биологии 7 класс учебник Латюшин Шапкин

Правильные ответы к учебнику Латюшин Шапкин по биологии Пасечник за 7 класс . Введение » Многообразие животных Простейшие §3-4 » Многоклеточные
ГДЗ 7 класс самостоятельные и контрольные работы Ершова Голобородька

ГДЗ 7 класс самостоятельные и контрольные работы Ершова Голобородька

Правильные ответы к самостоятельным и контрольным работам по алгебре и геометрии 7 класс Ершова Голобородько. Алгебра С-1. Тождественные преобразования выражений С-2. Решение уравнений С-3.
Решебник ГДЗ по биологии 6 класс Пасечник учебник

Решебник ГДЗ по биологии 6 класс Пасечник учебник

Правильные ответы к учебнику по биологии Пасечник за 6 класс . Введение » 234567 Клеточное строение организмов §1-4 » 8910111213141516 Царства Бактерии и Грибы §5-10 »
Решебник ГДЗ по биологии 6 класс рабочая тетрадь Сонина

Решебник ГДЗ по биологии 6 класс рабочая тетрадь Сонина

Правильные ответы к рабочей тетради Биология 6 класс Сонина. Вы можете смотреть и читать гдз онлайн (без скачивания) с компьютера и мобильных устройств спиши ру. Для просмотра ответа нажмите №

Комментарии к Решебник ГДЗ по биологии 9 класс рабочая тетрадь Сонин Мамонтова

Решебники ГДЗ

Решебник контурные карты по истории средних веков 6 класс

Решебник контурные карты по истории средних веков 6 класс

Правильные ответы к контурным картам по истории средних веков 6 класс. Для просмотра ответа нажмите № страницы контурных карт 12345678910111213141516171819
ГДЗ по обществознанию 7 класс рабочая тетрадь Митькин

ГДЗ по обществознанию 7 класс рабочая тетрадь Митькин

Правильные ответы к рабочей тетради Митькин 7 класс по обществознанию ФГОС. Выберите страницу рабочей тетради Страница: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Решебник ГДЗ по математике 5 класс рабочая тетрадь Рудницкая

Решебник ГДЗ по математике 5 класс рабочая тетрадь Рудницкая

Правильные ответы к рабочей тетради по математике 5 класс Рудницкая. Для просмотра ответа нажмите № страницы рабочей тетради Часть 1 Страница:
Решебник ГДЗ по математике 5 класс Ерина рабочая тетрадь

Решебник ГДЗ по математике 5 класс Ерина рабочая тетрадь

Правильные ответы к рабочей тетради по математике 5 класс Ерина. Для просмотра ответа нажмите № страницы рабочей тетради Страница:
Решебник ГДЗ по технологии 5 класс рабочая тетрадь Тищенко Буглаева

Решебник ГДЗ по технологии 5 класс рабочая тетрадь Тищенко Буглаева

Правильные ответы к рабочей тетради по технологии 5 класс Тищенко Буглаева. Для просмотра ответа нажмите № страницы рабочей тетради Страница: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Решебник ГДЗ по английскому языку 9 класс Биболетова рабочая тетрадь 1 и 2

Решебник ГДЗ по английскому языку 9 класс Биболетова рабочая тетрадь 1 и 2


Правильные ответы к рабочей тетради 1 и 2 Биболетова 9 класс Enjoy English 2013. Перевод учебника перейти Рабочая тетрадь 1 Unit 1. FAMILIES AND FRIENDS: ARE WE HAPPY TOGETHER?: »